О школе
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "КИНДИГИРСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА". 671712, республика Бурятия, Северо-Байкальский район, поселок Холодное, Таежная улица, дом 5. skos-svetlana@mail.ru.Дата создания образовательной организации 15.08.1989. Язык образования -Русский.Режим работы образовательной организации 8:00 - 17:00. Электронная приёмная учредителя: Отсутствует
История школы
Образование и формы обучения
Форма обучения: очная, очно-заочная, индивидуальная
В школе сформировано 5 классов – комплектов:
Программа развития
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Киндигирская основная общеобразовательная школа»
«Модернизация школьной образовательной системы с целью обеспечения качества образования малокомплектной сельской школы»
на период 2021-2025 годы
Принята на Педагогическом совете Согласована с Управляющим советом
МБОУ «Киндигирская ООШ» МБОУ «Киндигирская ООШ»
Протокол № 2 от 28.01.2021г протокол № 3 от 26.01.2021г.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы |
Программа развития муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Киндигирская основная общеобразовательная школа» на 2021-2025 годы «Модернизация школьной образовательной системы с целью обеспечения качества образования малокомплектной сельской школы» |
Разработчики программы |
Педагогический коллектив образовательного учреждения |
Исполнители программы |
Администрация, педагогический коллектив образовательного учреждения, ученический коллектив, родительская общественность |
Дата утверждения |
Педагогический совет школы, протокол №2 от 29 января 2021 г. Приказ от 01.02.2021 №108 |
Актуальность программы |
Проблема нахождения баланса между традиционным и инновационным обучением в соответствии с ФГОС и новой системой оценивания результатов. |
Цель программы |
Создание условий для получения качественного основного общего образования обучающихся в соответствии с индивидуальными возможностями и потребностями личности в условиях сельского социума |
Задачи программы |
1.Применение инновационных программ и технологий в обучении и воспитании обучающихся. 2. Внедрение системы здоровьесберегающих технологий и формирование у обучающихся здорового образа жизни. 3. Укрепление материально-технической базы школы. 4. Обеспечение безопасности образовательного учреждения и здоровья обучающихся. 5.Создание условий для повышения профессионализма педагогических работников. 6.Создание условий для развития инновационной деятельности ОУ и педагогов. 7.Формирование эффективных экономических механизмов развития ОУ. |
Новизна программы |
Создание качественно новой модели малокомплектной школы, адаптированной к социально – экономическим условиям. |
Сроки и этапы реализации программы |
1 этап. Подготовительный 2021-2022 гг. Выявление перспективных направлений развития школы 2 этап. Основной 2022-2023 гг. Переход образовательного учреждения в новое качественное состояние 3 этап. Обобщающий 2024-2025 гг. Анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития школы |
Законодательная база для разработки программы развития |
- Конвенция о правах ребенка; - Конституция РФ; - Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее ФЗ №273-ФЗ); - закон Республики Мордовия от 08.08. - Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373; - Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897; - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 (ред. от 24.11.2015 г.) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»; - Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года; - Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный приказом Минобрнауки России от 05.03.2004 года №1089; - Локальные акты школы. |
Ресурсное обеспечение реализации Программы |
- Улучшение материально-технической базы школы. - Наличие инициативного педагогического коллектива. - Активное взаимодействие с социальными партнерами и родительской общественностью. -Бюджет |
Структура программы |
1. Паспорт Программы. 2. Аннотация программы. 3. Информационная справка о школе. 4. Содержание проблем и обоснование целей, задач, направлений развития образовательного учреждения. 5. Концепция развития в условиях сельской малочисленной школы. 6. План действий по реализации программы. 7. Управление процессом реализации программы. 8. Оценка риска и возможные варианты решения. 9. Организация контроля по выполнению программы. |
Организация и контроль за исполнением программы |
Обсуждение и подведение промежуточных итогов на педагогических советах, административных совещаниях. |
Ожидаемые результаты реализации программы |
1. Качественное обновление содержания обучения и воспитания школьников. 2. Повышение профессионального мастерства и качества труда педагогических работников. 3. Повышение материально-технического уровня школы, её финансовое обеспечение. 4. Создание системы безопасности обучения и воспитания обучающихся. 5. Создание качественно новой модели малокомплектной школы, адаптированной к социально – экономическим условиям. 6. Создание комплекса благоприятных условий, обеспечивающих формирование и развитие обучающегося в условиях малокомплектной сельской школы. 7. Создание коллектива педагогов – единомышленников подготовленных к работе в современных условиях. 8. Конкурентоспособность выпускников школы при поступлении в общеобразовательные учреждения, дающие среднее (полное) или среднее профессиональное образование. 9. Возрождение культуры, традиций села, основанных на любви к своему народу, малой родине. |
2. Аннотация программы
Программа развития, разработанная педагогическим коллективом школы на период с 2021 по 2025 гг., представляет собой нормативно-управленческий документ, характеризующий имеющиеся достижения и проблемы, основные тенденции, главные цели, задачи и направления обучения, воспитания, развития учащихся. Отражает особенности организации кадрового и методического обеспечения педагогического процесса, инновационных преобразований учебно-воспитательной системы, основные планируемые конечные результаты, критерии. Программа опирается на президентскую инициативу «Наша новая школа».
Настоящая Программа определяет пути и основные направления развития школы на период до 2025 года с учетом потенциала саморазвития образовательного учреждения.
Ключевой идеей Программы является повышение качества образования, для обеспечения успешной самореализации личности обучающего в условиях малокомплектной сельской школы.
В Программе развития планируется создание условий, стимулирующих рост личностных достижений учащихся. Она носит вероятностный характер, так как этот процесс обусловлен многообразием внутренних и внешних факторов, влияющих на него на протяжении некоего временного периода. Факторы различаются по происхождению, направленности и периодичности действия, степени и характеру.
Цель и задачи, которые ставит школа перед собой в виду влияния этих факторов могут быть достигнуты/решены быстрее/медленнее или не достигнуты/не решены вовсе; они могут быть реализованы частично. Предполагается, что в процессе реализации программы развития, в школе могут появляться новые, позитивные непрогнозируемые элементы – новообразования, появление которых предполагается отслеживать в период осуществления программы развития и фиксировать при управленческом анализе.
Система совершенствования управления сельской малокомплектной школой в настоящее время занимает важное место в сфере образования. Само существование малокомплектной школы порождено социально-экономическими проблемами села, связано с его прошлым и будущим, содержит ряд специфических проблем. В последние годы выявлено существенное сокращение численности населения на селе. Малокомплектная сельская школа является своеобразным селообразующим фактором.
Социально-структурные, общественно-идеологические факторы заключаются в том, что состояние и уровень работы сельской малокомплектной школы существенно влияют на социальное развитие села, закрепление молодежи, решение демографических проблем в деревне, повышение культурного и профессионального уровня сельского населения.
В результате перед малокомплектной школой поставлена задача создания условий для обеспечения качественного и доступного основного общего образования независимо от места проживания, создание равных возможностей для обучения, воспитания и развития, социальной защиты обучающихся, молодежи села. Требуются новые подходы к сохранению и развитию, эффективному использованию базы сельских школ. Для реализации конституционного права юных граждан села на получение доступного и качественного основного общего образования разработана настоящая программа.
В программе раскрываются приоритетные цели и задачи, содержание деятельности образовательного учреждения на ближайшие годы. Программа составлена исходя из анализа социума, социального заказа родителей, учебно-воспитательной работы, ресурсного обеспечения ОУ.
Образовательный процесс в школе строится на основе принципов личностно-ориентированного подхода: самоактуализации, индивидуальности, субъектности, выбора, принципа творчества и успеха, доверия и поддержки. Главным предметом учебно-воспитательной деятельности педагогов выступает процесс индивидуализации образования, поэтому усилия педагогического коллектива направляются на реализацию индивидуальных образовательных потребностей обучающихся.
3. ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА О ШКОЛЕ
Полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Киндигиская основная общеобразовательная школа».
Образовательную деятельность школа осуществляет в соответствии с Лицензией серия 13Л01 № 0000166 от 19 ноября
В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» управление образовательным учреждением осуществляется на принципах единоначалия и самоуправления. Органами управления школы являются: Педагогический совет, Управляющий совет. Директор школы координирует работу органов управления.
Историческая справка. Учреждение в 2009 году переименовано в муниципальное общеобразовательное учреждение «Киндигирская основная общеобразовательная школа» на основании Постановления №162 от 10.05.2009г «Об изменении статуса МОУ «Киндигирская средняя общеобразовательная школа», в 2011 году переименовано в муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Киндигирская основная общеобразовательная школа» на основании Постановления № 805 от 13.12.2011г. «Об изменении типа муниципального общеобразовательного учреждения «Киндигирская основная общеобразовательная школа». Техническое состояние школы удовлетворительное.
МБОУ «Киндигирская основная общеобразовательная школа» расположена на территории сельского поселения «Холодное эвенкийское» Северо-Байкальского района Республики Бурятия. Школа находится на расстоянии 23 километров от районного центра пгт. Нижнеангарск.
В МБОУ «Киндигирская ООШ» обучаются не только учащиеся с. Холодное.
В настоящее время в селе около 300 человек. На территории села нет предприятий которые могли бы обеспечивать жителей поселения необходимым количеством рабочих мест, что вызывает отток работоспособного молодого населения. Это в свою очередь вызывает ежегодное сокращение числа учащихся.
Особенности образовательного процесса
Обучение ведется по следующим образовательным программам:
№ |
Наименование программ |
Уровень, направленность |
Сроки / классы |
1 |
Основная общеобразовательная программа начального общего образования ФГОС |
Общеобразовательная (начальная) |
4 года/1-4 классы |
2 |
Основная общеобразовательная программа |
Общеобразовательная (основная) |
5 лет /5-9 классы |
- Первая ступень – 1-4 класс (1 класс – комплект)
- Вторая ступень – 5-9 класс (3 класса – комплекта)
На начало 2020-2021 года в школе обучается 34 учащихся, из них 9 учащихся начального звена и 24 учащихся 5-9 классов. В школе 1 учащийся с ОВЗ.
Обучение в школе строится с учетом индивидуальных особенностей школьника, его интересов и возможностей, основываясь на принципах гуманизации обучения. 1-4 классы обучаются по программе «Школа России» в рамках федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
5-9 классы обучаются по общеобразовательным программам, рекомендованным Министерством образования Российской Федерации и разработанным на основе ФГОС ООО.
В рамках реализации предпрофильной подготовки в 9-ом классе организована работа элективных курсов, ориентирующих на знание, содержание будущей деятельности, на отработку основных учебных навыков, на подготовку к выпускным экзаменам.
Разнообразие образовательных технологий и методов, используемых в учебно-воспитательном процессе - веление времени. Педагоги школы осваивают эффективные современные методы и технологии. Приоритетными являются здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникационные, технологии личностно-ориентированного обучения.
Основные направления воспитательной деятельности:
- гражданско – патриотическое,
- духовно-нравственное,
- общеинтеллектуальное,
- спортивно-оздоровительное,
- общекультурное,
- социальное.
Основной целью воспитательной работы является воспитание и развитие свободной, талантливой, физически и нравственно здоровой личности, обогащенной знаниями, готовой к продолжению своего образования, получению специальности и созидательной трудовой деятельности.
- Усиление роли дополнительного образования, детского движения в системе ВР.
- Создание условий для творческой реализации обучающихся.
- Вовлечение родителей, общественных организаций в воспитательный процесс школы.
- Повышение эффективности воспитательной работы по воспитанию гражданственности, духовности.
- Создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, формирование навыков ЗОЖ.
Школа богата своими традициями, которые бережно сохраняются и преумножаются педагогическим коллективом школы, обучающимися и родителями. Традиционными являются такие мероприятия как День знаний, Дни Здоровья, День пожилого человека, День Матери, День народного единства, Новый год, Международный женский день, Масленица, Спортивный праздник «Земля Предков», День Победы и др. Системой дополнительного образования охвачено 100% обучающихся. В школе постоянно работают кружки по интересам и спортивные секции.
Внеурочная, внеклассная деятельность осуществляется в виде индивидуальных и групповых занятий, факультативов, кружков, классных часов, классных и общешкольных мероприятий.
Организационно-педагогическое обеспечение учебного процесса
Учебный год начинается 1 сентября.Продолжительность учебного года для обучающихся 2-9 -х классов – не менее 34 недель, 1 класс - 33 недели. Продолжительность каникул: в течение учебного года – не менее 30 календарных дней; летом – не менее 8 недель. Учебный годовой календарный график работы составляется для 1-9 классов – из 4-х учебных четвертей. Предусмотрена пятидневная учебная неделя для обучающихся 1-9-х классов. Учебные занятия проводятся в одну смену. Начало занятий - 9.00. Продолжительность занятий 2-9 класс 40 мин. В 1 классе ступенчатый режим в соответствии с СанПиН 2.4.2821-10: 1-2 четверть по 35 минут, 3-4 четверть по 40 минут. Для обучающихся 1 класса устанавливается дополнительная неделя каникул (в феврале).
Характеристика педагогического коллектива
Педагогический коллектив школы на начало учебного года составлял 12 человек.
Женщин – 11 (99%)
Имеют
Высшее образование – 10 (92%)
Среднее специальное – 2 (8%)
Стаж работы: до 20 лет – 3 (8%)
свыше 20 лет – 9 (92%)
Соответствие занимаемой должности – 12 чел. (100%)
Школа укомплектована кадрами полностью.
Взаимодействие школы с социальными партнерами.
Школа активно взаимодействует с социальными партнерами в целях реализации Программы: КДЦ «Аргуакта», библиотека сельского поселения, РДДТ , ГБУЗ «Нижнеангарская ЦРБ».
Особенности управления школой
Управление школой осуществляется в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Уставом образовательного учреждения, локальными актами школы на принципах демократичности, открытости, приоритета человеческих ценностей, охраны жизни и здоровья человека, свободного развития личности.
Структура управления школой
Стратегическое управление общешкольное родительское собрание, директор, Управляющий Совет школы, Педагогический совет |
Тактическое управление (Методический совет) |
Оперативное управление (школьные методические объединения) |
Ученическое самоуправление |
Деятельность всех органов самоуправления школы регламентируется локальными актами и зафиксирована в Уставе школы. К решению вопросов деятельности школы привлекаются все участники образовательного процесса.
Управленческая деятельность администрации школы направлена на совершенствование:
- образовательной среды для удовлетворения образовательных потребностей учащихся;
- психолого-педагогическое сопровождение деятельности всех участников учебно-воспитательного процесса;
- кадрового, материально-технического и безопасного обеспечения учебно-воспитательного процесса школы.
Штатное расписание школы напрямую зависит от комплектования классов. Образовательная система претерпевает ряд изменений, нацеленных на полное удовлетворение изменяющихся запросов в сфере образования с учетом особенностей демографической, экономической и правовой ситуации.
В школе существует система взаимодействия педагогов, используются методы делегирования обязанностей, взаимоконтроля и самоконтроля, однако она требует совершенствования в соответствии с изменением образовательной системы и внедрением новых федеральных государственных стандартов.
Материально-техническая база.
Материально-техническая база – необходимое условие функционирования образовательного учреждения и реализации целевой программы развития. Именно дальнейшее совершенствование материально-технического обеспечения образовательного учреждения и его структурных подразделений современным учебным и спортивным оборудованием, информационно-техническими средствами будет способствовать качественному решению тех задач, которые стоят перед школой.
В соответствии с предыдущими задачами программы развития школы, участники образовательного процесса уделяли большое внимание развитию материально-технического оснащения школы для повышения качества образования.
Школа не имеет в наличии необходимое оборудование для использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе. Подключен Интернет.
Создан 1 компьютерный класс (3 рабочих места).
Оборудованы компьютерной техникой рабочее место администрации. Процент активных пользователей компьютером среди учителей составляет 50% от общего числа педагогических работников школы.
Учителями школы проведена большая методическая работа по подбору материалов для проведения уроков с применением современных мультимедийных технологий.
Оснащение школы не даёт возможность использовать на уроках новейшие технологии.
4. Содержание проблем и обоснование целей, задач, направлений развития образовательного учреждения.
Проблемно-ориентированный анализ, проведенный в школе, выявил ряд ключевых проблем, которые необходимо решать при переводе ее в новое состояние, учитывая социум сельского поселения. «Холодное эвенкийское» Определение ключевых проблем рассматривалось в контексте стратегического планирования как разрывов между реальными и требуемыми, желаемыми результатами школы.
№ |
Проблемы |
Предполагаемые пути решения |
1 |
Повышения качества образовательных услуг. |
Интеграция - нетрадиционная система обучения как средство интенсификации учебного процесса (работа в классах-комплектах). Дифференциация, рассчитанная на разно уровневый подход к обучению школьников; создание школьной программы поддержки и сопровождения талантливых учеников. |
2 |
Старение педагогического коллектива и повышение уровня профессиональной подготовки педагогических кадров. |
Привлечения молодых специалистов, курсы повышения квалификации, школьные проблемные семинары. |
3 |
Формирование у учащихся здорового образа жизни. |
Расширение сфер деятельности школьной программы здоровья. |
4 |
Изменения качества управления школой, повышение уровня заработной платы педагогических работников. |
Активация работы Управляющего Совета школы, оптимизация штатного расписания, внесения изменений в критерии стимулирующих выплат. |
5 |
Укрепление материально-технической базы школы. |
Обеспечение учебниками и учебно-методическими пособиями (в соответствии с ФГОС), закупка необходимого спортивного инвентаря, закупка новой школьной мебели. |
5. Концепция развития сельской
малокомплектной школы
Характеристика требований социума к образовательным услугам школы
Концепция отражает новый этап в развитии школы. Существует острая потребность в образовательном учреждении на селе, которое смогло бы бережно хранить нравственные ценности, воспитывать в детях высокие духовные потребности, любовь и уважение к прошлому своей страны, своих предков, основанная на традициях МБОУ «Киндигирская ООШ». Но наряду с этим одной из главных задач школы является удовлетворение образовательных запросов обучающихся и родителей через повышение качества образования.
В интересах социального развития села необходимо, с одной стороны, естественная включённость учителей и учащихся в различные сферы сельской жизни (производственную, социальную, культурную), с другой стороны – включённость жителей в процесс образования детей и их социальной защиты через государственно-общественные формы управления.
Стратегической целью является создание условий получения качественного основного общего образования обучающимся в соответствии с индивидуальными возможностями и потребностями личности, в условиях сельского социума.
Отличительной особенностью нашей сельской школы является:
- опыт общения детей ограничен численностью;
- сельский школьник более приближен к природной среде, что положительно влияет на формирование личности, тем не менее, постепенно теряются традиции сельского жителя;
- на селе сохраняется более низкий уровень образования родителей, следовательно, более низкий уровень культуры взрослых, которые окружают ребёнка, что сказывается на развитии способностей, уровня знаний и кругозоре детей;
- малочисленность школы затрудняет и ограничивает выбор форм и методов воспитания и обучения в коллективе.
За последние годы в школе накоплен положительный опыт локальных изменений, которые дали возможность учреждению сделать шаг вперёд: продуктивная работа над темами по самообразованию педагогического коллектива, элективные курсы созданные педагогами, проведения педагогических советов в нетрадиционной форме, использование ИКТ в учебной и внеурочной деятельности.
Из всего этого вытекает, что школа должна перейти на новый уровень образования. Наступает время изменений, которые затрагивают все сферы школьной жизни.
Таким образом, миссия школы заключается в следующем:
1. Обеспечение условий для получения основного общего образования каждым обучающимся на максимально возможном и качественном уровне в соответствии с индивидуальными возможностями и потребностями личности.
2.Содействие в адаптации ученика к условиям жизни, к реалиям общественного развития, его профессиональному самоопределению; удовлетворение образовательных потребностей учащихся, родителей.
Стратегический план развития школы
Сроки реализации программы - 2021-2025 годы.
На первом подготовительном этапе реализации Программы (2021-2022 гг.) предусмотрено проведение работ, связанных с разработкой модели развития школы по отдельным направлениям, их апробацией, обеспечивающим нормативно-правовой механизм.
На втором этапе (2022-2024 гг.) приоритет отдаётся осуществлению мероприятий, которые предполагают закупку оборудования, методическое, кадровое, информационное обеспечение Программы, направленных на решение задач развития системы образования.
На третьем этапе (2024-2025 гг.) предусмотрена реализация мероприятий, направленных на внедрение и распространение результатов, полученных на предыдущих этапах.
На каждом из этапов планируется изменение показателей, характеризующих ход реализации Программы по годам и влияние программных мероприятий на состояние системы образования в школе.
Основные направления развития школы
1. Совершенствование и развитие системы управления ОУ;
2. Совершенствование качества основного общего образования;
3. Повышение квалификации, развитие профессиональных навыков педагогов;
4. Укрепление и сохранение здоровья детей, формирование здорового образа жизни;
5. Духовно-нравственное развитие и воспитание детей;
6. Сохранение и укрепление материально – технической базы школы.
Ожидаемые результаты
1. Качественное обновление содержания обучения и воспитания школьников.
2. Повышение профессионального мастерства и качества труда педагогических работников.
3. Повышение материально-технического уровня школы, её финансовое обеспечение.
4. Создание системы безопасности обучения и воспитания учащихся.
5. Создание качественно новой модели малокомплектной школы, адаптированной к социально – экономическим условиям.
6. Создание комплекса благоприятных условий, обеспечивающих формирование и развитие обучающегося в условиях малокомплектной сельской школы.
7. Создание коллектива педагогов – единомышленников подготовленных к работе в современных условиях.
8. Конкурентоспособность выпускников школы при поступлении в общеобразовательные учреждения, дающие среднее (полное) или среднее профессиональное образование.
9. Возрождение культуры, традиций села, основанных на любви к своему народу, малой родине.
Механизм реализации
Продолжить работу по сохранению и укреплению здоровья обучающихся, внедрению технологии личностно-ориентированного обучения, усилить сотрудничество с родителями по воспитанию детей, здорового образа жизни.
Для этого необходимо:
На I ступени обучения:
- обеспечение усвоения обучающимися обязательного минимума содержания образования на уровне требований федерального государственного образовательного стандарта;
- выявление и развитие способностей и талантов каждого обучающегося;
- формирование мотивации к учебе;
- формирование универсальных учебных действий;
- подготовка обучающихся к продолжению образования в основной школе;
- сохранение и укрепление здоровья обучающихся, формирование ЗОЖ.
На II ступени обучения:
- обеспечение усвоения обучающимися обязательного минимума содержания образования на уровне требований федерального государственного образовательного стандарта;
- выявление и развитие способностей личности обучающегося;
- формирование мотивации к учебе;
- сохранение и укрепление здоровья обучающихся, формирование ЗОЖ;
- развитие талантов и способностей обучающихся;
- формирование универсальных учебных навыков;
- формирование навыков самообразования;
- подготовка обучающихся к продолжению образования в средней общеобразовательной школе или других учреждениях, дающих полное среднее образование.
Критерии и показатели оценки результатов
- Продуктивность (результаты психологических, педагогических исследований);
- Готовность участников педагогического процесса к реализации принятых целей, задач.
- Гибкость – своевременное решение возникающих проблем. Способность работать в меняющихся условиях.
- Построение оптимальной структуры функционирования и управления образовательным учреждением.
- Удовлетворенность участников совместной деятельностью.
- Воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью всех участников образовательного процесса.
Главным показателем результата программы развития является формирование умений организации эффективной индивидуальной и коллективной деятельности как учебной, так и социально-творческой; подготовка к осознанному и основанному на предметных знаниях выбору будущей образовательной траектории; приобретение знаний о мере своих прав и обязанностей.
6. План мероприятий
Мероприятия |
Исполнители |
Сроки |
Результат |
|
I. Переход на новые образовательные стандарты |
||||
1. |
Поэтапное введение федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования: |
|||
Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка. Создание благоприятных условий, обеспечивающих физическое, интеллектуальное и личностное развитие ребенка. Создание развивающей предметно - пространственной среды и условий для разнообразной деятельности детей. Внедрение новых педагогических технологий. Вовлечение родителей в образовательный процесс, формирование у них компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребенку. |
Директор, методическое объединение классных руководителей |
2021-2025 |
Программа здоровья школы |
|
Повышение квалификации педагогических и управленческих кадров для реализации федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования. |
Совместно с Отделом образования |
2021-2025 годы (в соответствии с планом-графиком) |
Повышение квалификации педагогических и управленческих кадров |
|
Организация и проведение мониторинга эффективности введения федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования. |
директор, МО, учителя |
2021-2025 годы |
Ежегодный отчет на педагогическом совете школы |
|
II. Развитие системы поддержки талантливых детей |
||||
2 |
Развитие системы поиска и поддержки одаренных детей: |
|||
Совершенствование системы выявления детей различных видов одаренности: интеллектуальной, творческой, спортивной, социальной. Организация конкурсов и иных мероприятий (олимпиад, фестивалей, соревнований) школьного уровня, организация участия в конкурсах и иных мероприятиях муниципального, районного уровней для выявления и поддержки одаренных детей с ослабленным здоровьем в различных сферах деятельности, в том числе дистанционных. |
Директор, учителя-предметники, классные руководители |
2021-2025 годы |
Создание условий для участия обучающихся в мероприятиях различных уровней (олимпиадах, конкурсах, соревнованиях и т.п.) 1.Банк данных одаренных детей. 2.Банк данных мероприятий различных уровней (олимпиады, конкурсы, соревнования и т.п.), в которых участвуют одаренные дети. 3.Банк данных победителей и призеров в мероприятиях различных уровней (олимпиады, конкурсы, соревнования и т.п.). |
|
Совершенствование системы дополнительного образования детей в школе. Развитие сетевого взаимодействия с РДДТ, библиотекой, КДЦ «Аргуакта». |
Директор |
2021-2025 годы |
Увеличение количества детских объединений (кружков, клубов, секций и т.п.), предоставляющих возможность получить дополнительное образование в различных сферах. Удельный вес численности школьников, имеющих возможность по выбору получать доступные качественные услуги дополнительного образования (не менее 3-х доступных предложений из разных сфер деятельности) |
|
Совершенствование системы сопровождения одаренных детей. |
Директор, учителя-предметники, классные руководители |
Создание условий для обучения учащихся в заочных, очно-заочных и дистанционных других школах. Удельный вес численности школьников, обучающихся в системе внутришкольного дополнительного образования: -2021г. –100%; -2025г. – 100%. |
||
III. Совершенствование учительского корпуса |
||||
3. |
Обеспечение непрерывности, персонификации и актуальности повышения квалификации педагогических работников: |
|||
Ознакомление педагогических работников с нормативными документами, регламентирующими порядок аттестации педагогических работников. Внедрение новых моделей аттестации педагогических работников. |
Директор |
2021 год |
Количество педагогов, прошедших процедуру аттестации в новой форме соответствии с новым регламентом 2025– 100% |
|
Составление обновленного профессионального портфолио педагогами школы. |
Директор, МО |
2021–2025 годы |
Портфолио учителей |
|
Организация участия педагогических работников на курсах профессиональной переподготовки, повышения квалификации. |
Директор, учителя |
2021–2025 годы |
Непрерывное повышение квалификации с использованием модульно-накопительной системы |
|
Участие педагогов школы в профессиональных конкурсах. |
Учителя |
2021–2025 годы |
Доля педагогов, принимающих участие в профессиональных конкурсах - 2025 – 30% |
|
Создание единого информационного пространства.
|
2021-2025 годы |
Доля педагогов, умеющих работать с ИКТ 2021 г. –100% |
||
IV. Изменение школьной инфраструктуры |
||||
5. |
Создание условий для реализации основных образовательных программ, обеспечивающих реализацию федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: |
Директор, учителя-предметники |
2021-2025 |
Оборудование рабочего места учителя по ФГОС. Количество кабинетов, в которых созданы условия обучения в соответствии с требованиями ФГОС 2025 – 100% |
Использование дистанционного обучения для малокомплектной школы. |
Директор, учителя-предметники |
2021-2025 |
Участие в вебинарах, телеконференциях, видео- уроках лучших учителей |
|
V. Сохранение и укрепление здоровья школьников |
||||
5. |
Совершенствование деятельности школы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся и развитию физической культуры: |
|||
Обеспечение эффективной организации отдыха в каникулярное время. |
2021 год |
План мероприятий |
||
Создание условий для внедрения современных инновационных технологий физического воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. |
Директор |
2021-2025 годы |
Методические рекомендации Модернизация спортивного, тренажерного залов План- программа по внедрению в УВП |
|
6. |
Создание условий для сохранения, укрепления здоровья обучающихся и развития физической культуры: |
|||
Обеспечение условий для занятия физической культурой и спортом для детей с ограниченными возможностями здоровья. |
2021-2025 годы |
Укрепление материально-технической базы школы |
||
Обеспечение школьников горячим питанием и проведение мониторинга организации школьного питания. |
2021-2025 годы |
Доля учащихся, обеспеченных одноразовым горячим питанием: -2021г. – 100% Доля учащихся, обеспеченных двухразовым горячим питанием: -2021г. – 100% |
||
VI. Развитие самостоятельности школы |
||||
7. |
Расширение экономической самостоятельности и открытости деятельности учреждения: |
|||
Обеспечение соблюдения принципа государственно-общественного управления в деятельности образовательных учреждений, в том числе при разработке и реализации основных образовательных программ. |
Директор |
2021-2025 годы |
Ежегодный Публичный доклад. Оптимизация деятельности УправляющегоСовета школы |
|
Обеспечение финансово-хозяйственной самостоятельности школы на основе внедрения новых финансово-экономических механизмов хозяйствования |
Директор |
2021 год |
Оптимизация деятельности УправляющегоСовета школы |
|
Создание условий для минимизации отчетности при одновременном повышении ответственности посредством внедрения электронного школьного документооборота, развития системы открытого электронного мониторинга и обязательной публичной отчетности |
Директор, учитель информатики |
2021-2025 годы |
Официальный сайт, как инструмент публичной отчетности |
7. Управление процессом реализации программы.
Функции управления |
Содержание деятельности |
Информационно - аналитическая |
Формирование банка данных о передовом педагогическом опыте, новых исследованиях в области актуальных проблем в педагогике, психологии, дидактике методического материала о состоянии работы в школе |
Мотивационно - целевая |
Определение целей по деятельности коллектива направленной на реализацию программы |
Планово - прогностическая |
Прогнозирование деятельности коллектива, планирование организации и содержания деятельности коллектива |
Организационно - исполнительская |
Организация выполнения учебного плана, программы, обобщение ППО, осуществление повышения квалификации учителей |
Контрольно - оценочная |
Осуществление внутришкольного контроля и оценка состояния всех направлений учебно- воспитательного процесса в соответствии с программой |
Регулятивно - коррекционная |
Обеспечение поддержания системы учебно - воспитательного процесса в соответствии с программой, устранение нежелательных отклонений в работе |
8. Оценка риска и возможные варианты решения
Риски |
Возможные варианты решения |
1..Школа из-за своего малочисленного контингента может быть поставлена перед выбором: быть закрытой или найти путь сохранения и развития |
Школа может себя сохранить увеличением контингента обучающихся за счет: - рождаемости; - патронатных семей; - приемных детей; - реорганизация- слияние двух и более сельских школ |
2. Бюджетный дефицит |
- рациональная экономия средств выделенных на содержание школы; - привлечение внебюджетных средств; - спонсоры; - подсобное хозяйство |
3. Дефицит каких–либо учебников |
- приобретение учебников в едином банке района или республики |
4. Наличие альтернативных услуг у соседней школы |
- повышение качества учебно-воспитательной работы; - укрепление МТБ ОУ; - повышение имиджа школы. |
5. Дефицит общения у обучающихся со сверстниками |
- обеспечение детей путевкой в детские оздоровительные лагеря; - активное участие в мероприятиях различного уровня; - участие учителей и обучающихся в научно - практических конференциях; - активное включение в сетевое взаимодействие. |
9. Организация и контроль по выполнению программы
«Согласовано» «Утверждаю»:
директор МБОУ «Киндигирская ООШ»
Глава МО «Северо-Байкальский район» Северо-Байкальского района
_______________Дармаева С.А.
____________________И.В. Пухарев Приказ № 8 от 1 февраля 2021 г.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Киндигирская основная общеобразовательная школа»
«Модернизация школьной образовательной системы с целью обеспечения качества образования малокомплектной сельской школы»
на период 2021-2025 годы
Принята на Педагогическом совете Согласована с Управляющим советом
МБОУ «Киндигирская ООШ» МБОУ «Киндигирская ООШ»
Протокол № 2 от 28.01.2021г протокол № 3 от 26.01.2021г.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы |
Программа развития муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Киндигирская основная общеобразовательная школа» на 2021-2025 годы «Модернизация школьной образовательной системы с целью обеспечения качества образования малокомплектной сельской школы» |
Разработчики программы |
Педагогический коллектив образовательного учреждения |
Исполнители программы |
Администрация, педагогический коллектив образовательного учреждения, ученический коллектив, родительская общественность |
Дата утверждения |
Педагогический совет школы, протокол №2 от 29 января 2021 г. Приказ от 01.02.2021 №108 |
Актуальность программы |
Проблема нахождения баланса между традиционным и инновационным обучением в соответствии с ФГОС и новой системой оценивания результатов. |
Цель программы |
Создание условий для получения качественного основного общего образования обучающихся в соответствии с индивидуальными возможностями и потребностями личности в условиях сельского социума |
Задачи программы |
1.Применение инновационных программ и технологий в обучении и воспитании обучающихся. 2. Внедрение системы здоровьесберегающих технологий и формирование у обучающихся здорового образа жизни. 3. Укрепление материально-технической базы школы. 4. Обеспечение безопасности образовательного учреждения и здоровья обучающихся. 5.Создание условий для повышения профессионализма педагогических работников. 6.Создание условий для развития инновационной деятельности ОУ и педагогов. 7.Формирование эффективных экономических механизмов развития ОУ. |
Новизна программы |
Создание качественно новой модели малокомплектной школы, адаптированной к социально – экономическим условиям. |
Сроки и этапы реализации программы |
1 этап. Подготовительный 2021-2022 гг. Выявление перспективных направлений развития школы 2 этап. Основной 2022-2023 гг. Переход образовательного учреждения в новое качественное состояние 3 этап. Обобщающий 2024-2025 гг. Анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития школы |
Законодательная база для разработки программы развития |
- Конвенция о правах ребенка; - Конституция РФ; - Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее ФЗ №273-ФЗ); - закон Республики Мордовия от 08.08. - Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373; - Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897; - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 (ред. от 24.11.2015 г.) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»; - Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года; - Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный приказом Минобрнауки России от 05.03.2004 года №1089; - Локальные акты школы. |
Ресурсное обеспечение реализации Программы |
- Улучшение материально-технической базы школы. - Наличие инициативного педагогического коллектива. - Активное взаимодействие с социальными партнерами и родительской общественностью. -Бюджет |
Структура программы |
1. Паспорт Программы. 2. Аннотация программы. 3. Информационная справка о школе. 4. Содержание проблем и обоснование целей, задач, направлений развития образовательного учреждения. 5. Концепция развития в условиях сельской малочисленной школы. 6. План действий по реализации программы. 7. Управление процессом реализации программы. 8. Оценка риска и возможные варианты решения. 9. Организация контроля по выполнению программы. |
Организация и контроль за исполнением программы |
Обсуждение и подведение промежуточных итогов на педагогических советах, административных совещаниях. |
Ожидаемые результаты реализации программы |
1. Качественное обновление содержания обучения и воспитания школьников. 2. Повышение профессионального мастерства и качества труда педагогических работников. 3. Повышение материально-технического уровня школы, её финансовое обеспечение. 4. Создание системы безопасности обучения и воспитания обучающихся. 5. Создание качественно новой модели малокомплектной школы, адаптированной к социально – экономическим условиям. 6. Создание комплекса благоприятных условий, обеспечивающих формирование и развитие обучающегося в условиях малокомплектной сельской школы. 7. Создание коллектива педагогов – единомышленников подготовленных к работе в современных условиях. 8. Конкурентоспособность выпускников школы при поступлении в общеобразовательные учреждения, дающие среднее (полное) или среднее профессиональное образование. 9. Возрождение культуры, традиций села, основанных на любви к своему народу, малой родине. |
2. Аннотация программы
Программа развития, разработанная педагогическим коллективом школы на период с 2021 по 2025 гг., представляет собой нормативно-управленческий документ, характеризующий имеющиеся достижения и проблемы, основные тенденции, главные цели, задачи и направления обучения, воспитания, развития учащихся. Отражает особенности организации кадрового и методического обеспечения педагогического процесса, инновационных преобразований учебно-воспитательной системы, основные планируемые конечные результаты, критерии. Программа опирается на президентскую инициативу «Наша новая школа».
Настоящая Программа определяет пути и основные направления развития школы на период до 2025 года с учетом потенциала саморазвития образовательного учреждения.
Ключевой идеей Программы является повышение качества образования, для обеспечения успешной самореализации личности обучающего в условиях малокомплектной сельской школы.
В Программе развития планируется создание условий, стимулирующих рост личностных достижений учащихся. Она носит вероятностный характер, так как этот процесс обусловлен многообразием внутренних и внешних факторов, влияющих на него на протяжении некоего временного периода. Факторы различаются по происхождению, направленности и периодичности действия, степени и характеру.
Цель и задачи, которые ставит школа перед собой в виду влияния этих факторов могут быть достигнуты/решены быстрее/медленнее или не достигнуты/не решены вовсе; они могут быть реализованы частично. Предполагается, что в процессе реализации программы развития, в школе могут появляться новые, позитивные непрогнозируемые элементы – новообразования, появление которых предполагается отслеживать в период осуществления программы развития и фиксировать при управленческом анализе.
Система совершенствования управления сельской малокомплектной школой в настоящее время занимает важное место в сфере образования. Само существование малокомплектной школы порождено социально-экономическими проблемами села, связано с его прошлым и будущим, содержит ряд специфических проблем. В последние годы выявлено существенное сокращение численности населения на селе. Малокомплектная сельская школа является своеобразным селообразующим фактором.
Социально-структурные, общественно-идеологические факторы заключаются в том, что состояние и уровень работы сельской малокомплектной школы существенно влияют на социальное развитие села, закрепление молодежи, решение демографических проблем в деревне, повышение культурного и профессионального уровня сельского населения.
В результате перед малокомплектной школой поставлена задача создания условий для обеспечения качественного и доступного основного общего образования независимо от места проживания, создание равных возможностей для обучения, воспитания и развития, социальной защиты обучающихся, молодежи села. Требуются новые подходы к сохранению и развитию, эффективному использованию базы сельских школ. Для реализации конституционного права юных граждан села на получение доступного и качественного основного общего образования разработана настоящая программа.
В программе раскрываются приоритетные цели и задачи, содержание деятельности образовательного учреждения на ближайшие годы. Программа составлена исходя из анализа социума, социального заказа родителей, учебно-воспитательной работы, ресурсного обеспечения ОУ.
Образовательный процесс в школе строится на основе принципов личностно-ориентированного подхода: самоактуализации, индивидуальности, субъектности, выбора, принципа творчества и успеха, доверия и поддержки. Главным предметом учебно-воспитательной деятельности педагогов выступает процесс индивидуализации образования, поэтому усилия педагогического коллектива направляются на реализацию индивидуальных образовательных потребностей обучающихся.
3. ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА О ШКОЛЕ
Полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Киндигиская основная общеобразовательная школа».
Образовательную деятельность школа осуществляет в соответствии с Лицензией серия 13Л01 № 0000166 от 19 ноября
В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» управление образовательным учреждением осуществляется на принципах единоначалия и самоуправления. Органами управления школы являются: Педагогический совет, Управляющий совет. Директор школы координирует работу органов управления.
Историческая справка. Учреждение в 2009 году переименовано в муниципальное общеобразовательное учреждение «Киндигирская основная общеобразовательная школа» на основании Постановления №162 от 10.05.2009г «Об изменении статуса МОУ «Киндигирская средняя общеобразовательная школа», в 2011 году переименовано в муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Киндигирская основная общеобразовательная школа» на основании Постановления № 805 от 13.12.2011г. «Об изменении типа муниципального общеобразовательного учреждения «Киндигирская основная общеобразовательная школа». Техническое состояние школы удовлетворительное.
МБОУ «Киндигирская основная общеобразовательная школа» расположена на территории сельского поселения «Холодное эвенкийское» Северо-Байкальского района Республики Бурятия. Школа находится на расстоянии 23 километров от районного центра пгт. Нижнеангарск.
В МБОУ «Киндигирская ООШ» обучаются не только учащиеся с. Холодное.
В настоящее время в селе около 300 человек. На территории села нет предприятий которые могли бы обеспечивать жителей поселения необходимым количеством рабочих мест, что вызывает отток работоспособного молодого населения. Это в свою очередь вызывает ежегодное сокращение числа учащихся.
Особенности образовательного процесса
Обучение ведется по следующим образовательным программам:
№ |
Наименование программ |
Уровень, направленность |
Сроки / классы |
1 |
Основная общеобразовательная программа начального общего образования ФГОС |
Общеобразовательная (начальная) |
4 года/1-4 классы |
2 |
Основная общеобразовательная программа |
Общеобразовательная (основная) |
5 лет /5-9 классы |
- Первая ступень – 1-4 класс (1 класс – комплект)
- Вторая ступень – 5-9 класс (3 класса – комплекта)
На начало 2020-2021 года в школе обучается 34 учащихся, из них 9 учащихся начального звена и 24 учащихся 5-9 классов. В школе 1 учащийся с ОВЗ.
Обучение в школе строится с учетом индивидуальных особенностей школьника, его интересов и возможностей, основываясь на принципах гуманизации обучения. 1-4 классы обучаются по программе «Школа России» в рамках федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
5-9 классы обучаются по общеобразовательным программам, рекомендованным Министерством образования Российской Федерации и разработанным на основе ФГОС ООО.
В рамках реализации предпрофильной подготовки в 9-ом классе организована работа элективных курсов, ориентирующих на знание, содержание будущей деятельности, на отработку основных учебных навыков, на подготовку к выпускным экзаменам.
Разнообразие образовательных технологий и методов, используемых в учебно-воспитательном процессе - веление времени. Педагоги школы осваивают эффективные современные методы и технологии. Приоритетными являются здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникационные, технологии личностно-ориентированного обучения.
Основные направления воспитательной деятельности:
- гражданско – патриотическое,
- духовно-нравственное,
- общеинтеллектуальное,
- спортивно-оздоровительное,
- общекультурное,
- социальное.
Основной целью воспитательной работы является воспитание и развитие свободной, талантливой, физически и нравственно здоровой личности, обогащенной знаниями, готовой к продолжению своего образования, получению специальности и созидательной трудовой деятельности.
- Усиление роли дополнительного образования, детского движения в системе ВР.
- Создание условий для творческой реализации обучающихся.
- Вовлечение родителей, общественных организаций в воспитательный процесс школы.
- Повышение эффективности воспитательной работы по воспитанию гражданственности, духовности.
- Создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, формирование навыков ЗОЖ.
Школа богата своими традициями, которые бережно сохраняются и преумножаются педагогическим коллективом школы, обучающимися и родителями. Традиционными являются такие мероприятия как День знаний, Дни Здоровья, День пожилого человека, День Матери, День народного единства, Новый год, Международный женский день, Масленица, Спортивный праздник «Земля Предков», День Победы и др. Системой дополнительного образования охвачено 100% обучающихся. В школе постоянно работают кружки по интересам и спортивные секции.
Внеурочная, внеклассная деятельность осуществляется в виде индивидуальных и групповых занятий, факультативов, кружков, классных часов, классных и общешкольных мероприятий.
Организационно-педагогическое обеспечение учебного процесса
Учебный год начинается 1 сентября.Продолжительность учебного года для обучающихся 2-9 -х классов – не менее 34 недель, 1 класс - 33 недели. Продолжительность каникул: в течение учебного года – не менее 30 календарных дней; летом – не менее 8 недель. Учебный годовой календарный график работы составляется для 1-9 классов – из 4-х учебных четвертей. Предусмотрена пятидневная учебная неделя для обучающихся 1-9-х классов. Учебные занятия проводятся в одну смену. Начало занятий - 9.00. Продолжительность занятий 2-9 класс 40 мин. В 1 классе ступенчатый режим в соответствии с СанПиН 2.4.2821-10: 1-2 четверть по 35 минут, 3-4 четверть по 40 минут. Для обучающихся 1 класса устанавливается дополнительная неделя каникул (в феврале).
Характеристика педагогического коллектива
Педагогический коллектив школы на начало учебного года составлял 12 человек.
Женщин – 11 (99%)
Имеют
Высшее образование – 10 (92%)
Среднее специальное – 2 (8%)
Стаж работы: до 20 лет – 3 (8%)
свыше 20 лет – 9 (92%)
Соответствие занимаемой должности – 12 чел. (100%)
Школа укомплектована кадрами полностью.
Взаимодействие школы с социальными партнерами.
Школа активно взаимодействует с социальными партнерами в целях реализации Программы: КДЦ «Аргуакта», библиотека сельского поселения, РДДТ , ГБУЗ «Нижнеангарская ЦРБ».
Особенности управления школой
Управление школой осуществляется в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Уставом образовательного учреждения, локальными актами школы на принципах демократичности, открытости, приоритета человеческих ценностей, охраны жизни и здоровья человека, свободного развития личности.
Структура управления школой
Стратегическое управление общешкольное родительское собрание, директор, Управляющий Совет школы, Педагогический совет |
Тактическое управление (Методический совет) |
Оперативное управление (школьные методические объединения) |
Ученическое самоуправление |
Деятельность всех органов самоуправления школы регламентируется локальными актами и зафиксирована в Уставе школы. К решению вопросов деятельности школы привлекаются все участники образовательного процесса.
Управленческая деятельность администрации школы направлена на совершенствование:
- образовательной среды для удовлетворения образовательных потребностей учащихся;
- психолого-педагогическое сопровождение деятельности всех участников учебно-воспитательного процесса;
- кадрового, материально-технического и безопасного обеспечения учебно-воспитательного процесса школы.
Штатное расписание школы напрямую зависит от комплектования классов. Образовательная система претерпевает ряд изменений, нацеленных на полное удовлетворение изменяющихся запросов в сфере образования с учетом особенностей демографической, экономической и правовой ситуации.
В школе существует система взаимодействия педагогов, используются методы делегирования обязанностей, взаимоконтроля и самоконтроля, однако она требует совершенствования в соответствии с изменением образовательной системы и внедрением новых федеральных государственных стандартов.
Материально-техническая база.
Материально-техническая база – необходимое условие функционирования образовательного учреждения и реализации целевой программы развития. Именно дальнейшее совершенствование материально-технического обеспечения образовательного учреждения и его структурных подразделений современным учебным и спортивным оборудованием, информационно-техническими средствами будет способствовать качественному решению тех задач, которые стоят перед школой.
В соответствии с предыдущими задачами программы развития школы, участники образовательного процесса уделяли большое внимание развитию материально-технического оснащения школы для повышения качества образования.
Школа не имеет в наличии необходимое оборудование для использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе. Подключен Интернет.
Создан 1 компьютерный класс (3 рабочих места).
Оборудованы компьютерной техникой рабочее место администрации. Процент активных пользователей компьютером среди учителей составляет 50% от общего числа педагогических работников школы.
Учителями школы проведена большая методическая работа по подбору материалов для проведения уроков с применением современных мультимедийных технологий.
Оснащение школы не даёт возможность использовать на уроках новейшие технологии.
4. Содержание проблем и обоснование целей, задач, направлений развития образовательного учреждения.
Проблемно-ориентированный анализ, проведенный в школе, выявил ряд ключевых проблем, которые необходимо решать при переводе ее в новое состояние, учитывая социум сельского поселения. «Холодное эвенкийское» Определение ключевых проблем рассматривалось в контексте стратегического планирования как разрывов между реальными и требуемыми, желаемыми результатами школы.
№ |
Проблемы |
Предполагаемые пути решения |
1 |
Повышения качества образовательных услуг. |
Интеграция - нетрадиционная система обучения как средство интенсификации учебного процесса (работа в классах-комплектах). Дифференциация, рассчитанная на разно уровневый подход к обучению школьников; создание школьной программы поддержки и сопровождения талантливых учеников. |
2 |
Старение педагогического коллектива и повышение уровня профессиональной подготовки педагогических кадров. |
Привлечения молодых специалистов, курсы повышения квалификации, школьные проблемные семинары. |
3 |
Формирование у учащихся здорового образа жизни. |
Расширение сфер деятельности школьной программы здоровья. |
4 |
Изменения качества управления школой, повышение уровня заработной платы педагогических работников. |
Активация работы Управляющего Совета школы, оптимизация штатного расписания, внесения изменений в критерии стимулирующих выплат. |
5 |
Укрепление материально-технической базы школы. |
Обеспечение учебниками и учебно-методическими пособиями (в соответствии с ФГОС), закупка необходимого спортивного инвентаря, закупка новой школьной мебели. |
5. Концепция развития сельской
малокомплектной школы
Характеристика требований социума к образовательным услугам школы
Концепция отражает новый этап в развитии школы. Существует острая потребность в образовательном учреждении на селе, которое смогло бы бережно хранить нравственные ценности, воспитывать в детях высокие духовные потребности, любовь и уважение к прошлому своей страны, своих предков, основанная на традициях МБОУ «Киндигирская ООШ». Но наряду с этим одной из главных задач школы является удовлетворение образовательных запросов обучающихся и родителей через повышение качества образования.
В интересах социального развития села необходимо, с одной стороны, естественная включённость учителей и учащихся в различные сферы сельской жизни (производственную, социальную, культурную), с другой стороны – включённость жителей в процесс образования детей и их социальной защиты через государственно-общественные формы управления.
Стратегической целью является создание условий получения качественного основного общего образования обучающимся в соответствии с индивидуальными возможностями и потребностями личности, в условиях сельского социума.
Отличительной особенностью нашей сельской школы является:
- опыт общения детей ограничен численностью;
- сельский школьник более приближен к природной среде, что положительно влияет на формирование личности, тем не менее, постепенно теряются традиции сельского жителя;
- на селе сохраняется более низкий уровень образования родителей, следовательно, более низкий уровень культуры взрослых, которые окружают ребёнка, что сказывается на развитии способностей, уровня знаний и кругозоре детей;
- малочисленность школы затрудняет и ограничивает выбор форм и методов воспитания и обучения в коллективе.
За последние годы в школе накоплен положительный опыт локальных изменений, которые дали возможность учреждению сделать шаг вперёд: продуктивная работа над темами по самообразованию педагогического коллектива, элективные курсы созданные педагогами, проведения педагогических советов в нетрадиционной форме, использование ИКТ в учебной и внеурочной деятельности.
Из всего этого вытекает, что школа должна перейти на новый уровень образования. Наступает время изменений, которые затрагивают все сферы школьной жизни.
Таким образом, миссия школы заключается в следующем:
1. Обеспечение условий для получения основного общего образования каждым обучающимся на максимально возможном и качественном уровне в соответствии с индивидуальными возможностями и потребностями личности.
2.Содействие в адаптации ученика к условиям жизни, к реалиям общественного развития, его профессиональному самоопределению; удовлетворение образовательных потребностей учащихся, родителей.
Стратегический план развития школы
Сроки реализации программы - 2021-2025 годы.
На первом подготовительном этапе реализации Программы (2021-2022 гг.) предусмотрено проведение работ, связанных с разработкой модели развития школы по отдельным направлениям, их апробацией, обеспечивающим нормативно-правовой механизм.
На втором этапе (2022-2024 гг.) приоритет отдаётся осуществлению мероприятий, которые предполагают закупку оборудования, методическое, кадровое, информационное обеспечение Программы, направленных на решение задач развития системы образования.
На третьем этапе (2024-2025 гг.) предусмотрена реализация мероприятий, направленных на внедрение и распространение результатов, полученных на предыдущих этапах.
На каждом из этапов планируется изменение показателей, характеризующих ход реализации Программы по годам и влияние программных мероприятий на состояние системы образования в школе.
Основные направления развития школы
1. Совершенствование и развитие системы управления ОУ;
2. Совершенствование качества основного общего образования;
3. Повышение квалификации, развитие профессиональных навыков педагогов;
4. Укрепление и сохранение здоровья детей, формирование здорового образа жизни;
5. Духовно-нравственное развитие и воспитание детей;
6. Сохранение и укрепление материально – технической базы школы.
Ожидаемые результаты
1. Качественное обновление содержания обучения и воспитания школьников.
2. Повышение профессионального мастерства и качества труда педагогических работников.
3. Повышение материально-технического уровня школы, её финансовое обеспечение.
4. Создание системы безопасности обучения и воспитания учащихся.
5. Создание качественно новой модели малокомплектной школы, адаптированной к социально – экономическим условиям.
6. Создание комплекса благоприятных условий, обеспечивающих формирование и развитие обучающегося в условиях малокомплектной сельской школы.
7. Создание коллектива педагогов – единомышленников подготовленных к работе в современных условиях.
8. Конкурентоспособность выпускников школы при поступлении в общеобразовательные учреждения, дающие среднее (полное) или среднее профессиональное образование.
9. Возрождение культуры, традиций села, основанных на любви к своему народу, малой родине.
Механизм реализации
Продолжить работу по сохранению и укреплению здоровья обучающихся, внедрению технологии личностно-ориентированного обучения, усилить сотрудничество с родителями по воспитанию детей, здорового образа жизни.
Для этого необходимо:
На I ступени обучения:
- обеспечение усвоения обучающимися обязательного минимума содержания образования на уровне требований федерального государственного образовательного стандарта;
- выявление и развитие способностей и талантов каждого обучающегося;
- формирование мотивации к учебе;
- формирование универсальных учебных действий;
- подготовка обучающихся к продолжению образования в основной школе;
- сохранение и укрепление здоровья обучающихся, формирование ЗОЖ.
На II ступени обучения:
- обеспечение усвоения обучающимися обязательного минимума содержания образования на уровне требований федерального государственного образовательного стандарта;
- выявление и развитие способностей личности обучающегося;
- формирование мотивации к учебе;
- сохранение и укрепление здоровья обучающихся, формирование ЗОЖ;
- развитие талантов и способностей обучающихся;
- формирование универсальных учебных навыков;
- формирование навыков самообразования;
- подготовка обучающихся к продолжению образования в средней общеобразовательной школе или других учреждениях, дающих полное среднее образование.
Критерии и показатели оценки результатов
- Продуктивность (результаты психологических, педагогических исследований);
- Готовность участников педагогического процесса к реализации принятых целей, задач.
- Гибкость – своевременное решение возникающих проблем. Способность работать в меняющихся условиях.
- Построение оптимальной структуры функционирования и управления образовательным учреждением.
- Удовлетворенность участников совместной деятельностью.
- Воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью всех участников образовательного процесса.
Главным показателем результата программы развития является формирование умений организации эффективной индивидуальной и коллективной деятельности как учебной, так и социально-творческой; подготовка к осознанному и основанному на предметных знаниях выбору будущей образовательной траектории; приобретение знаний о мере своих прав и обязанностей.
6. План мероприятий
Мероприятия |
Исполнители |
Сроки |
Результат |
|
I. Переход на новые образовательные стандарты |
||||
1. |
Поэтапное введение федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования: |
|||
Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка. Создание благоприятных условий, обеспечивающих физическое, интеллектуальное и личностное развитие ребенка. Создание развивающей предметно - пространственной среды и условий для разнообразной деятельности детей. Внедрение новых педагогических технологий. Вовлечение родителей в образовательный процесс, формирование у них компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребенку. |
Директор, методическое объединение классных руководителей |
2021-2025 |
Программа здоровья школы |
|
Повышение квалификации педагогических и управленческих кадров для реализации федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования. |
Совместно с Отделом образования |
2021-2025 годы (в соответствии с планом-графиком) |
Повышение квалификации педагогических и управленческих кадров |
|
Организация и проведение мониторинга эффективности введения федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования. |
директор, МО, учителя |
2021-2025 годы |
Ежегодный отчет на педагогическом совете школы |
|
II. Развитие системы поддержки талантливых детей |
||||
2 |
Развитие системы поиска и поддержки одаренных детей: |
|||
Совершенствование системы выявления детей различных видов одаренности: интеллектуальной, творческой, спортивной, социальной. Организация конкурсов и иных мероприятий (олимпиад, фестивалей, соревнований) школьного уровня, организация участия в конкурсах и иных мероприятиях муниципального, районного уровней для выявления и поддержки одаренных детей с ослабленным здоровьем в различных сферах деятельности, в том числе дистанционных. |
Директор, учителя-предметники, классные руководители |
2021-2025 годы |
Создание условий для участия обучающихся в мероприятиях различных уровней (олимпиадах, конкурсах, соревнованиях и т.п.) 1.Банк данных одаренных детей. 2.Банк данных мероприятий различных уровней (олимпиады, конкурсы, соревнования и т.п.), в которых участвуют одаренные дети. 3.Банк данных победителей и призеров в мероприятиях различных уровней (олимпиады, конкурсы, соревнования и т.п.). |
|
Совершенствование системы дополнительного образования детей в школе. Развитие сетевого взаимодействия с РДДТ, библиотекой, КДЦ «Аргуакта». |
Директор |
2021-2025 годы |
Увеличение количества детских объединений (кружков, клубов, секций и т.п.), предоставляющих возможность получить дополнительное образование в различных сферах. Удельный вес численности школьников, имеющих возможность по выбору получать доступные качественные услуги дополнительного образования (не менее 3-х доступных предложений из разных сфер деятельности) |
|
Совершенствование системы сопровождения одаренных детей. |
Директор, учителя-предметники, классные руководители |
Создание условий для обучения учащихся в заочных, очно-заочных и дистанционных других школах. Удельный вес численности школьников, обучающихся в системе внутришкольного дополнительного образования: -2021г. –100%; -2025г. – 100%. |
||
III. Совершенствование учительского корпуса |
||||
3. |
Обеспечение непрерывности, персонификации и актуальности повышения квалификации педагогических работников: |
|||
Ознакомление педагогических работников с нормативными документами, регламентирующими порядок аттестации педагогических работников. Внедрение новых моделей аттестации педагогических работников. |
Директор |
2021 год |
Количество педагогов, прошедших процедуру аттестации в новой форме соответствии с новым регламентом 2025– 100% |
|
Составление обновленного профессионального портфолио педагогами школы. |
Директор, МО |
2021–2025 годы |
Портфолио учителей |
|
Организация участия педагогических работников на курсах профессиональной переподготовки, повышения квалификации. |
Директор, учителя |
2021–2025 годы |
Непрерывное повышение квалификации с использованием модульно-накопительной системы |
|
Участие педагогов школы в профессиональных конкурсах. |
Учителя |
2021–2025 годы |
Доля педагогов, принимающих участие в профессиональных конкурсах - 2025 – 30% |
|
Создание единого информационного пространства.
|
2021-2025 годы |
Доля педагогов, умеющих работать с ИКТ 2021 г. –100% |
||
IV. Изменение школьной инфраструктуры |
||||
5. |
Создание условий для реализации основных образовательных программ, обеспечивающих реализацию федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: |
Директор, учителя-предметники |
2021-2025 |
Оборудование рабочего места учителя по ФГОС. Количество кабинетов, в которых созданы условия обучения в соответствии с требованиями ФГОС 2025 – 100% |
Использование дистанционного обучения для малокомплектной школы. |
Директор, учителя-предметники |
2021-2025 |
Участие в вебинарах, телеконференциях, видео- уроках лучших учителей |
|
V. Сохранение и укрепление здоровья школьников |
||||
5. |
Совершенствование деятельности школы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся и развитию физической культуры: |
|||
Обеспечение эффективной организации отдыха в каникулярное время. |
2021 год |
План мероприятий |
||
Создание условий для внедрения современных инновационных технологий физического воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. |
Директор |
2021-2025 годы |
Методические рекомендации Модернизация спортивного, тренажерного залов План- программа по внедрению в УВП |
|
6. |
Создание условий для сохранения, укрепления здоровья обучающихся и развития физической культуры: |
|||
Обеспечение условий для занятия физической культурой и спортом для детей с ограниченными возможностями здоровья. |
2021-2025 годы |
Укрепление материально-технической базы школы |
||
Обеспечение школьников горячим питанием и проведение мониторинга организации школьного питания. |
2021-2025 годы |
Доля учащихся, обеспеченных одноразовым горячим питанием: -2021г. – 100% Доля учащихся, обеспеченных двухразовым горячим питанием: -2021г. – 100% |
||
VI. Развитие самостоятельности школы |
||||
7. |
Расширение экономической самостоятельности и открытости деятельности учреждения: |
|||
Обеспечение соблюдения принципа государственно-общественного управления в деятельности образовательных учреждений, в том числе при разработке и реализации основных образовательных программ. |
Директор |
2021-2025 годы |
Ежегодный Публичный доклад. Оптимизация деятельности УправляющегоСовета школы |
|
Обеспечение финансово-хозяйственной самостоятельности школы на основе внедрения новых финансово-экономических механизмов хозяйствования |
Директор |
2021 год |
Оптимизация деятельности УправляющегоСовета школы |
|
Создание условий для минимизации отчетности при одновременном повышении ответственности посредством внедрения электронного школьного документооборота, развития системы открытого электронного мониторинга и обязательной публичной отчетности |
Директор, учитель информатики |
2021-2025 годы |
Официальный сайт, как инструмент публичной отчетности |
7. Управление процессом реализации программы.
Функции управления |
Содержание деятельности |
Информационно - аналитическая |
Формирование банка данных о передовом педагогическом опыте, новых исследованиях в области актуальных проблем в педагогике, психологии, дидактике методического материала о состоянии работы в школе |
Мотивационно - целевая |
Определение целей по деятельности коллектива направленной на реализацию программы |
Планово - прогностическая |
Прогнозирование деятельности коллектива, планирование организации и содержания деятельности коллектива |
Организационно - исполнительская |
Организация выполнения учебного плана, программы, обобщение ППО, осуществление повышения квалификации учителей |
Контрольно - оценочная |
Осуществление внутришкольного контроля и оценка состояния всех направлений учебно- воспитательного процесса в соответствии с программой |
Регулятивно - коррекционная |
Обеспечение поддержания системы учебно - воспитательного процесса в соответствии с программой, устранение нежелательных отклонений в работе |
8. Оценка риска и возможные варианты решения
Риски |
Возможные варианты решения |
1..Школа из-за своего малочисленного контингента может быть поставлена перед выбором: быть закрытой или найти путь сохранения и развития |
Школа может себя сохранить увеличением контингента обучающихся за счет: - рождаемости; - патронатных семей; - приемных детей; - реорганизация- слияние двух и более сельских школ |
2. Бюджетный дефицит |
- рациональная экономия средств выделенных на содержание школы; - привлечение внебюджетных средств; - спонсоры; - подсобное хозяйство |
3. Дефицит каких–либо учебников |
- приобретение учебников в едином банке района или республики |
4. Наличие альтернативных услуг у соседней школы |
- повышение качества учебно-воспитательной работы; - укрепление МТБ ОУ; - повышение имиджа школы. |
5. Дефицит общения у обучающихся со сверстниками |
- обеспечение детей путевкой в детские оздоровительные лагеря; - активное участие в мероприятиях различного уровня; - участие учителей и обучающихся в научно - практических конференциях; - активное включение в сетевое взаимодействие. |
9. Организация и контроль по выполнению программы
Координация и контроль по выполнению Программы администрация школы оставляет за собой:
- анализирует ход выполнения плана, действий по реализации Программы и вносит предложения на педагогический совет по его коррекции;
- осуществляет информационное и методическое обеспечение реализации Программы;
- осуществляет тематический, текущий, персональный и предупредительный контроль за деятельностью учителей и обучающихся в рамках своих компетенций.
- анализирует ход выполнения плана, действий по реализации Программы и вносит предложения на педагогический совет по его коррекции;
- осуществляет информационное и методическое обеспечение реализации Программы;
- осуществляет тематический, текущий, персональный и предупредительный контроль за деятельностью учителей и обучающихся в рамках своих компетенций.